.:МЕНЮ:. |
|
|
|
.:обмен/продажа
фильмов ужасов:. |
|
|
|
|
|
.:ужасы:. |
|
|
|
страшные
статьи |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
.:связь и ссылки:. |
|
|
|
.:поиск:. |
|
.:реклама:. |
|
.:помощь сайту
ужасов:. |
если Вам понравился
сайт ужасов,
Вы можете внести небольшое пожертвование для поддержки и дальнейшего
развития проекта:
через Webmoney:
Z663079266488
R477361794920 |
.:статистика:. |
|
Статья Макса Фрая о Гоголе
Странно, что жанр "The Horror" так и не стал визитной
карточкой русской литературы. А ведь какое было начало! Гениальный
сын малороссийских (старосветских?) помещиков Гоголей-Яновских
и сегодня вполне способен заставить впечатлительного подростка
засыпать только при свете настольной лампы - да уж, это вам не
какие-нибудь "Зловещие мертвецы"! Пугать людей - высокое
искусство; устрашать еще труднее, чем смешить, а Гоголю блестяще
удавалось и то, и другое.
Странно, но это удается ему до сих пор. Я вот как-то раз поставил
эксперимент над живым человеком, над своей собственной одиннадцатилетней
племянницей. Девчонка с родителями по заграницам все детство моталась:
отец военный, видик в их доме чуть ли не раньше, чем на правительственных
дачах появился, так что ужастиков всяческих ребенок насмотрелся
под завязку - у нее до сих пор вид окровавленного трупа на экране
вызывает рефлекторную зевоту. Гоголя, однако, она к тому моменту
еще не читала. То ли его в школе позже проходят, то ли она у меня
такая двоечница - не знаю уж, давно дело было. Фильма "Вий"
племяшка тоже не смотрела, по причине все того же счастливого
заграничного детства. Ну так я ей этого самого "Вия"
и прочитал вслух, когда ее легкомысленные родители решили, будто
я - тот самый человек, которому можно доверить заботу о простуженном
и скучающем ребенке. Расплата последовала незамедлительно: свежеиспеченная
поклонница Гоголя заснула, вцепившись в мою руку; осторожные попытки
освободиться сопровождались нешуточными воплями.
Мне и самому было здорово не по себе, когда я (примерно в том
же возрасте) читал гоголевские шедевры малороссийской готики.
"Слова - это символы: они требуют общих воспоминаний",
- писал Борхес; я склонен с ним согласиться, но тут - особый случай.
"Общих воспоминаний" у нас с Николаем Васильевичем нет
и быть не может, однако и его убийственная насмешливость, и его
потаенные страхи по сей день способны вызвать мгновенное, почти
рефлекторное понимание "очевидца". Мы смеемся над гоголевскими
персонажами, как над собственными соседями, а наш разум подозрительно
легко соглашается принять их суеверные страхи. Наверное именно
здесь проходит граница между литературой и магией: иногда в умелых
руках мастера слова становятся чем-то большим нежели символы:
они уже не требуют общих воспоминаний, а сами их порождают (пробуждают?)
Читая Гоголя, на какое-то время становишься самим Гоголем - отсюда
нелепая готовность счесть его горькую иронию своей собственной,
отсюда же внезапный, самоотверженный читательский порыв к сопереживанию.
Наверное, именно здесь таится загадка "мастера ужасов":
не так уж страшны его оживающие покойники, колдуны и, тем паче,
потешные черти - страшно быть Гоголем (одиноким ребенком, внезапно
обнаружившим, что он уже заперт в душном чулане "взрослой
жизни", по сравнению с которой любая страшная сказка - просто
феерическое приключение; мудрецом, способным видеть вещи такими,
какие они есть; инопланетянином, заплутавшим среди чужаков, раз
и навсегда ошеломленным некоторыми аспектами человеческого бытия;
сумасшедшим, чьи испуганные вопли то и дело сбиваются на лукавое
хихиканье "посвященного", и прочая, и прочая).
"Я не в силах, я не могу вынести всех мук их, голова горит
моя, и все кружится предо мною. Спасите меня! возьмите меня! дайте
мне тройку быстрых, как вихорь, коней! Садись, мой ямщик, звени,
мой колокольчик, взвейтеся, кони, и несите меня с этого света!
Далее, далее, чтобы не видно было ничего, ничего."
P.S. Жаль, что Дэвид Линч никогда не учился в советской школе.
Поэтому он, скорее всего, не читал Гоголя. Впрочем, может быть,
и читал - я у Линча по книжным шкафам не рыскал. Но мне кажется,
что если бы Линч прочитал Гоголя, он бы непременно его экранизировал.
Эти двое просто созданы друг для друга: оба знают, что страшное
и забавное способны переплетаться самым причудливым образом; оба
подозревают, что иначе вообще не бывает.
Источник: Литературное общество
"Тьма"
|