.:МЕНЮ:. |
|
|
|
.:обмен/продажа
фильмов ужасов:. |
|
|
|
|
|
.:ужасы:. |
|
|
|
страшные
статьи |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
.:связь и ссылки:. |
|
|
|
.:поиск:. |
|
.:реклама:. |
|
.:помощь сайту
ужасов:. |
если Вам понравился
сайт ужасов,
Вы можете внести небольшое пожертвование для поддержки и дальнейшего
развития проекта:
через Webmoney:
Z663079266488
R477361794920 |
.:статистика:. |
|
Статья неизвестного автора "О пользе страха"
Статья неизвестного автора – на месте подписи название издательства,
выпустившего книгу, «Джокер» – к сборнику рассказов «Дом ужасов»:
РИПОЛ, Джокер, 1992, автор и составитель Андронкин Кирилл Юрьевич/
Набрано с сокращениями, с сохранением транскрипций имен и названий,
пунктуации оригинального текста статьи. О, ужас!
Идет вторая половина 1992 года, а в нашей стране издано совсем
немного подобных книг (…)
Да, читать эти рассказы можно по-разному: и с дрожью, с трепетом
душевным; и спокойно, вдумчиво, аналитически; и даже с иронией,
со скептической улыбкой на губах. Но не прочесть их нельзя (…)
Ну, а то, что они частенько пугающие, жутковатые, а то и просто
страшные…
А почему бы и нет? Если разобраться, то так ли уж страшно, что
многие писатели пишут о вещах, которые заставляют нас с замиранием
сердца, забыв обо всем творящемся вокруг, следить за развитием
жутковатого сюжета, ввергают человека в состояние, когда и оторваться
невозможно, и на темную кухню выйти одному боязно?
Тяга к литературному «самоистязанию» зародилась в глубокой древности
и имеет долгую и весьма почтенную традицию. Фольклор любого народа
изобилует историями о привидениях, восставших из гроба мертвецах,
оборотнях и прочей нечисти. Сочинение «страшных» историй процветало
во всех странах и, что особенно показательно, во все времена.
Как ни странно, тяготы, лишения, гнетущая бесперспективность реального
повседневного бытия никогда не ослабляли интереса к такого рода
литературе. Почему? Что находили в ней массы людей, зачитывающихся
леденящими кровь историями?
Некоторые известные писатели – признанные авторитеты жанра «ужасов»
– считают, что «с помощью таких рассказов читатель обретает нечто
вроде катарсиса – очищение от своих страхов и рефлексий» (Д. Сэйерс);
другие полагают, что люди просто «чувствуют бессилие собственных
попыток установить контроль над окружающими их предметами и явлениями
и, читая такие рассказы, могут хотя бы отчасти отыскать причину
своих тревог во внешних обстоятельствах» (С. Кинг); третьи как
бы вопрошают: «А разве не была вся литература о сверхъестественных
ужасах всего лишь попыткой сделать саму смерть возбуждающей –
чудом и странностью, которая будет волновать нас вплоть до тех
пор, пока не постучит в наши двери?» (Ф. Лейбер).
Один из столпов жанра, покойный ныне Х. Ф. Лавкрафт, объяснял
тягу людей к таинственным историям тем, что «они всегда несут
в себе нечто большее, нежели просто загадочное убийство – в них
присутствует атмосфера напряженности, необъяснимого страха перед
внешними, неведомыми нам силами», а общепризнанный корифей «психологической
жути» А. Хичкок и вовсе наделял подобные произведения силой терапевтического
снадобья, утверждая, что они «очищают разум человека от темных,
нередко убийственных влечений и подсознательных греховных импульсов
и позволяют насладиться видением крамольных деяний, на совершение
которых у них самих никогда не хватало духа, хотя, возможно, и
очень хотелось». Если же кому-то этот перечень покажется недостаточно
убедительным, сошлемся на… Аристотеля, который утверждал, что
«страх так же освежает и обновляет дух, как и сострадание».
Скажите откровенно, с вами никогда не случается такого, чтобы,
столкнувшись с чем-то неизвестным, вы, в первые мгновения ощутив
страх, начинаете вдруг испытывать неумолимое влечение к окутавшей
вас тайне, потрясшему вас явлению, трепещете перед его смутной,
мрачноватой неопределенностью и отказываетесь повернуться и уйти
прочь, оставив загадку неразрешенной?
(…)
Да, в этих рассказах есть страх, но, как правило, это страх-загадка,
страх-ожидание, страх-предвкушение, страх-интерес, и потому он
не воспринимается, как угроза нашему собственному существованию.
Ведь любые жуткие образы – это, в конечном счете, плод воображения
самого читателя, которого автор словно берет за руку и ведет в
мир своих фантазий, угрюмых грез и мрачных видений.
(…)
От наборщика:
Сборник «Дом ужасов» представляет интерес в том числе и своей
композицией. Собранные в нем рассказы в переводах Н. Куликовой,
Н. Переведенцевой и В. Полищук заботливо распределены по шести
разделам: один из них, допустим, посвящен детям в рассказах ужасов,
другой – животным, третий – «страшным» домам. Всего сорок новелл
сорока авторов, в том числе таких «классиков» как А. Дерлет (Август
Дерлет – издатель и корректор Лавкрафта), Х. Х. Эверс (Ганс Эверс,
чье творчество вдохновляло, допустим, российскую рок-группу «Агата
Кристи» на написание текстов их мрачных песен, таких как «Дорога
паука», «Альрауне» и др.), Р. Блох (Роберт Блох, автор знаменитого
романа «Психопат»/”The Psycho”), Р. Даль (Роальд Даль, признанный
на Западе мастер короткого рассказа).
Источник: Литературное общество
"Тьма"
|